Формирование функциональной естественно-научной грамотности учащихся на уроках химии

Главная страница » Формирование функциональной естественно-научной грамотности учащихся на уроках химии

Из опыта работы учителя химии

МБОУ «СОШ №18 им. А.С.Сергеева»

г. Курска

Паюдис Татьяны Павловны

Формирование функциональной естественно-научной грамотности учащихся на уроках химии.

 

      Федеральные государственные  образовательные стандарты  основного общего образования выдвигают  ряд требований к результатам освоения образовательной программы по химии. Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, они являются конечным продуктом  процесса обучения и  свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося, проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

«…Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активная учебно – познавательная деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей..»

      Одним из требований к результатам образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе полученных в школе знаний нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде, т.е. способность применять естественно – научные понятия, методы на практике. Функциональной грамотности школьников уделяется особое внимание при проведении Международных педагогических исследований, результат которых для российских школ второй и третьей ступени обучения пока невысокий. Таким образом, возникло противоречие между новыми параметрами обучения и воспитания подрастающего поколения XXI века и недостаточно разработанными механизмами их реализации. Поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается как важнейший стратегический ресурс государства повышение функциональной  естественно – научной грамотности школьников является особенно актуальным.

Наиболее значимыми принципами модернизации содержания химического образования, на мой взгляд, являются:

         1.оптимизация состава содержания химического образования (устранение дублирования дидактических единиц, интеграция межпредметного содержания при сохранении научности);

  1. метапредметность (освоение универсальных способов деятельности)
  2. проблематизация и ситуативность (т.е. принятие решений в реальной, а не модельной ситуации).

Поэтому  для реализации данных принципов необходимо найти инструменты, способные повысить функциональную естественно –научную  грамотность школьников.

Одним из них может быть широкое внедрение метапредметного исследовательского эксперимента.

Так разработанный нами исследовательский практикум «Кислородсодержащие органические вещества» широко применяется в школах города Курска не только в профильных , но и классах, имеющих в учебных планах один час химии.

 

Тема: «Кислородсодержащие органические вещества» (поурочное планирование)

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Реактивы

1

Спирты, строение, свойства

(лабораторная работа)

Качественная реакция метанол, этанол, функциональная группа, наркология

этанол, медная проволока, спиртовка, салфетка прединъекционная (изопропиловый спирт), дезодорант или парфюмированная вода,жидкость для мытья окон

2

Многоатомные спирты

(лабораторная работа)

Глицерин, качественная реакция

Сорбит, глицерин , раствор глюкозы, сульфат меди, гидроксид натрия

3

Фенол

(лабораторная работа)

Св-ва, взаимное влияние атомов, применение Качественная реакция

Раствор чая (светлый),

хлорид железа

4

Альдегиды

(лабораторная работа)

Карбонильная группа. Качественная реакция, реакция серебряного зеркала

Раствор глюкозы сульфат меди, гидроксид натрия, соки (светлые) , аммиачный раствор оксида серебра

5

Карбоновые кислоты

 

(лабораторная работа)

Свойства, функциональная группа , отдельные представители

Соки, стружки мыла, кефир или молочная сыворотка, лимонная , аскорбиновая кислоты, раствор соды, универсальный индикатор, гидроксид натрия, хлорид железа

6

Сложные эфиры и жиры

Сложноэфирная группа омыление,

Масла, эфирные масла (дем)

7

Практическая работа

Спирты, фенолы «Исследования ацетилсалициловой кислоты»

 

Ацетилсалициловая кислота в таблетках,парацетамол, вода, хлорид железа, универсальный индикатор, соляная кислота, гидроксид натрия

8

Карбоновые кислоты

Практическая работа

 

Исследования соков, молочных продуктов

9

Углеводы

(лабораторная работа)

Строение глюкозы

Соки, мед, картофель или лук, спиртовой раствор йода

10

Практическая работа Решение экспериментальных задач « Определение структурной формулы пищевой добавки»

См. приложение2

Ванилин, хлорид железа, гидроксид натрия, сульфат меди,

универсальный индикатор, вода

11

Обобщающий урок

Генетическая связь между классами кислородсодержащих  органических веществ

 

12

Контрольная работа «Кислородсодержащие органические.вещества»

 

 

 

Без химического эксперимента не может быть хорошего качественного обучения предмету. Поразительно, но определяющим в качестве и количестве школьных экспериментов является мастерство и креативность мышления педагога. А как соединить химический эксперимент с цифровой образовательной средой? Кроссенсы – практикумы «Соли», «Индикаторы» помогают учащимся перевести визуальную информацию о цветах, явлениях, предметах на язык исследовательского химического эксперимента. В дистанционном обучении учащихся можно использовать в качестве домашних опытов работу с пищевыми индикаторами, такими как сок черники, краснокочанной капусты, свеклы, отвар красного лука, растворы куркумы. Можно усложнять и упрощать эксперимент. Школьники овладевают познавательными, коммуникативными, регулятивными универсальными учебными действиями, применяя знания в повседневной жизни. У детей возникают устойчивые ассоциации между знаково – символической системой параграфов учебника и конкретными веществами, их свойствами. Резко возрастает положительная мотивация к выполнению творческих заданий, проектов, возможность проявить себя. Навыки работы с разными источниками информации помогают коллективно решать сложные логические и химические задачи, сформировать свое самостоятельное критическое отношение к информации, сделать осознанный выбор. Так урок, посвященный решению задач по теме «Растворы» можно начать с чтения этикетки на упаковке с йогуртом. А в качестве домашнего задания выполнить минипроект «Задачи из супермаркета». Учащиеся самостоятельно придумывают и оформляют задачи, основываясь на составе продуктов питания, средств бытовой химии, косметики. При этом постепенно решается одна из основных задач школ в обучении детей  –  развитие умений ориентироваться в огромном информационном поле, самостоятельно находить интересующую информацию, критически оценивать, применять ее для решения проблем в незнакомых ситуациях, в создании возможностей самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Формированию естественно – научной грамотности учащихся способствует введение в систему обучения контекстных задач межпредметного содержания. Такие задачи могут быть связаны, например, с историей Российского военного флота (Вот уже 20 лет в нашей школе существуют военно – морские кадетские классы), физикой, математикой, искусством. Контекстные задачи легко преобразовать в компетентностно – ориентированные задания.

Пример КОЗ.  Тема «Растворы» 8 класс

 

Ключевые компетентности

познавательные

стимул

У курского писателя Е. Носова есть замечательный рассказ «Картошка с малосольными огурцами». Прочитав его, тебе обязательно захочется самому научиться готовить аппетитные, хрустящие, ароматные малосольные огурцы.

Задачная формулировка

Для засолки огурцов тебе необходимо приготовить насыщенный раствор поваренной соли – рассол. В какой воде растворится больше поваренной соли: в горячей или холодной? Рассчитай массовые доли хлорида натрия в насыщенных растворах при 25 и 70 градусах Цельсия.

Бланк ответов

 

 

Источники информации

Кривые растворимости Д.И.Менделеева, учебник химии 8 класса

Оценивание

 

 

Решение компетентностно – ориентированных задач приводит к развитию проектной деятельности учащихся. Можно сказать, что такого рода задания и проектная деятельность взаимосвязаны. Попробуем продумать для данного задания тематику проектов: «Рецепты русской кухни», «Особенности выращивания огурцов в парниках и открытом грунте», «Косметика с грядки», «Огурцы на тканях». А можно подготовить проект по такой теме: «Использование литературных произведений для составления условий химических задач».

           Многие исследовательские проекты вышли из метапредметного школьного химического эксперимента. Например, получение хлорида, бромида серебра. (качественные реакции на галогениды).Уже через минуту в белом или желтом осадке появляются серые крапинки серебра. Происходит фотохимическая реакция, которую стали использовать в фотографии. Лабораторный эксперимент перерастает в интересный исследовательский проект «Химия и фотодело».

 Современная жизнь диктует  новые требования, предъявляемые к выпускникам школ: умение учиться, ориентироваться в информационных потоках, делать осознанный выбор, решать нестандартные задачи, находить выход из проблем и противоречий. Школьный ученический эксперимент является педагогическим инструментом для формирования функциональной естественно – научной грамотности учащихся Он должен быть гибким, не ограничивать круг знаний одной лишь химией, а включать  физику, математику, биологию, информатику, подняться  на новый метапредметный уровень, позволяющий детям полнее раскрыть свои способности.

Учитель! Ведь он как художник. А у каждого художника своя философия и свои методы, приемы, свои кисти. Представьте себе радугу. Представили? В этом многоцветии каждый цвет одинаково важен. Истина, как белый цвет, ибо она есть целое. Вот так рождается смысл обучения, в процессе которого каждый ребенок со своими мыслями, мироощущением, характером важен и неповторим. Учить думать, находить истину. Воспитывать полноценного гражданина общества. Жить в гармонии.